Flight TV - Выпуск 75




Планерное Щёкино. Новый подмосковный аэродром рядом с Шевлино.
Разбор реактивного. Видеообзор Л-29 от авиационного блогера Илеза Илиева.
Тает лёд? Росавиация, Минтранс, Ространснадзор поговорили с представителями АУЦ.
Универсальное пилотское. Алпина-авиа набирает курсантов на европейские LAPL и PPL.

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! С вами Александр Швыдкин и вы смотрите FlightTV – программу для всех влюблённых в небо. Спонсор этого выпуска промышленная ассоциация Мега, разработчик видеоэндоскопов и высокоскоростных видеокамер.

Новости авиации!


Заканчивается осень, птицы улетели на Юг, а планеристы аэродрома Шевлино переехали на шесть километров западнее и по соседству с небольшой авиамодельной полосой разметили и выровняли грейдером две перпендикулярные взлётно-посадочные полосы по тысяча двести метров каждая. Новый дом для планеристов Шевлино получил такое же шипящее название – Щёкино! Это перебазирование планировалось давно, потому что полноценно развиваться можно только на собственной земле. Впереди у планеристов много дел, и много ещё денег придётся закопать в землю. Предстоит большая юридическая и административная работа, но перспективы владельца не пугают – строится своё. Да и за время строительства Шевлино получен хороший опыт. Тем не менее Щёкино уже ждёт арендаторов. Администрация нового аэродрома обещает, что в первые годы условия базирования будут льготные.



Илез Илиев, старший авиационный инженер аэродрома «Орловка», протестировавший по нашей просьбе в прошлом выпуске авиационные эндоскопы, выложил в своём видеоблоге в Ютубе обзор реактивного самолёта Л-29 Дельфин. Двадцать шесть минут довольно подробного рассказа о техническом устройстве планера, кабины, крыла и шасси Л-29 будут интересны всем любителям реактивной авиации. Видеоблог Илеза можно найти в поисковой строке Ютуба по названию SKY PISTONS



В Москве прошёл круглый стол на тему Проблем правового регулирования авиационного образования и подготовки авиационного персонала в России. Подробности – в нашем первом репортаже.

Инициатором круглого стола стал новосибирский юрист Константин Малышев, который пришёл в АОН полгода назад и столкнулся с проблемой, что у них на аэродроме Мочище, где тренируется почти половина сборной по планерному спорту, нет авиационного учебного центра. Более того, в России нет вообще ни одного планерного АУЦ. А документы, которые новосибирцы подали на свой учебный центр, застряли на согласовании в МТУ и в Росавиации. АОРА-Россия инициативу поддержала, и пригласила начальника управления лётной эксплуатации Росавиации Максима Костылева и заместителя директора департамента госполитики в гражданской авиации в Минтрансе Андрея Шнырёва. Со стороны АОН на круглый стол пришли в основном руководители закрытых росавиацией авиационных учебных центров и те, кому сертификат АУЦ так и не дали – АБН-Аэро, Алпина-авиа, Размах Крыльев, Челавиа и другие. Первым и основным вопросом стала ситуация с утверждением и временем рассмотрения документов по АУЦ

Владимир Тюрин, президент АОРА-Россия

Одна из горячих тем, которая обсуждалась, это вопрос утверждения программ подготовки, потому что это занимает самую большую часть времени при сертификации авиационных учебных центров. Мне кажется, мы плотно её обсудили.

Максим Костылев сказал, что за прошедший год к ним в управление лётной эксплуатации поступило 2000 программ, при том, что у него в управлении работает всего 27 человек, и они чисто физически не успевают рассматривать все документы. При этом он отверг информацию, что документы смотрят не специалисты. Каждая программа разделена на несколько модулей, и учителя смотрят только учебную часть, а лётную часть смотрят только специалисты с практическим лётным опытом.

По большому счёту утверждено 800 программ. Да, есть проблема со сроками, но это из-за отсутствия типовых программ. Так помогите нам. Давайте коллегиально решим, что нам делать. Именно тем обществом, которое на этой площадке, как нам дальше жить. А то у некоторых нет юрлица, а программами заваливают. С ашановскими контейнерами заваливаются на четвёртый этаж.

Уточняем, что большая часть программ наверняка поступает от авиакомпаний, потому что управление лётной эксплуатации утверждает программы и для бортпроводников, и для техников, разные на каждый тип воздушного судна. Но, тем не менее, в этих двух тысячах программ немалая доля и АОН

Владимир Тюрин, президент АОРА-Россия

Действительно такая цифра озвучена. Я думаю, она проистекает от того, что сама же Росавиация требует эти программы утверждать чуть ли не на каждый бортовой номер, и как следствие, каждый авиационный учебный центр приходит с десятками программ, где расписана такая программа, сякая программа, программа переподготовки с вида на вид, и таким образом их множится, и у каждого АУЦ эта программа своя. Это одна из причин, почему мы предложили утвердить одну программу в рамках АОРА-Россия.

Представитель Минтранса Андрей Шнырёв, сам частный пилот-вертолётчик, рассказал, что прежние программы подготовки частных пилотов не отвечали стандартам профобразования, а новые стандарты они сделали совсем недавно. На реплику о том, зачем нужно было ломать прежнюю систему, он предложил посмотреть на программы других стран и на их статистику безопасности полётов. В частности, в Чехии. И, как и представитель Росавиации, предложил работать над новыми стандартами совместно.

Не хватает нам экспертного мнения, идёт напрямую в методический совет. Ассоциация АУЦ, какая-то АОПА, какая-то федерация сверлёгкой авиации, какая-то ещё угодно. По количеству общественных организаций в области авиации мы абсолютные чемпионы наверное не только в мире, но и во всей галактике. Ни в одной стране их столько нет, а если разделить на количество самолётов, то получается вообще гигантская цифра. Поэтому при таком экспертном потенциале давайте не утрачивать их, а использовать по назначению.

Представители АОН стали рассказывать, что федеральные органы исполнительной власти не всегда понимают, что такое авиация общего назначения. Например, Александр АрхипОвский из «Размаха Крыльев» спросил, как Минтранс понимает термин «частный пилот» и считается ли это профессией? А Сергей Минигулов, который пытается зарегистрировать свой АУЦ, рассказал, что в приволжском МТУ его программу завернули и дали ему в качестве образца программу аж для ТУ-204, предложив написать на её основе свою для двухместного самолёта!

Итогом первой части круглого стола стало общее решение, что АОРА-Россия будет консолидатором между частными авиаторами и министерствами и разработает типовые программы для обучения частных пилотов, на основе которых АУЦы будут подавать свои. И это должно ускорить процесс их рассмотрения и увеличить количество выданных сертифкатов. Сроки разработки таких программ пока не назвали.

После обсуждения основного вопроса осталось время на другие темы. Заместитель начальника отдела надзора за подготовкой авиационного персонала Ространснадзора Анна Абакумова напомнила, что они в том числе работают по 294 федеральному закону о защите юридических лиц от федеральных органов власти, и проверяют АУЦ в полном соответствии с ФАПами и даже разрабатывают чек-листы, которые помогают учебным центрам проходить проверки.

Те локальные документы, которые вы себе прописываете – вы их фактически не исполняете. Ни в рамках проведения внутренних аудитов, ни в рамках проверки поставщиков услуг, и в случае проведения выездных мероприятий вне базы авиационного учебного центра, фактически кроме преподавателей, никто не знает, что происходит на выезде.

Потом были дискуссии, можно ли обучать частных пилотов в нескольких учебных центрах одновременно, или у каждого должна быть собственная база без взаимных арендных обязательств. В ответ на вопросы по отзывам пилотских Максим Костылев предложил Андрею Шнырёву разработать программу экспресс-переподготовки и переаттестации пилотов, которые лишились свидетельств по независящим от них причинам. А самая многочисленная из присутствовавших делегация из четырёх представителей федерации планерного спорта подняла вопрос замены лётных книжек ДОСААФ на частные пилотские.

Сергей Рябчинский, президент Федерации планерного спорта

В 90м году был развал Советского Союза, был ДОСААФ, один-единственный, который учил всех летать. В Прибалтике, в Германии, в Польше просто эти пилотские поменяли на гражданские пилотские, согласно нормативному регулированию каждой страны.С этим вопросом я обращался в Росавиацию года три или четыре назад, и вроде как «О, давайте так и сделаем», а потом получил гневное письмо «вот есть закон, согласно закону, вы должны получать пилотские, и нас не интересует, что вы там где-то летали».

Ещё были заданы вопросы по дистанционному обучению частных пилотов теоретической части, по программам индивидуальной подготовки курсантов пилотами-инструкторами, возможность которых прописана в ФАП, но не реализована. Но времени обсудить все проблемы не хватило. И нужно отметить, что несмотря на большую боль и обиды представителей авиационного сообщества, общение, продлившееся два с половиной часа, прошло корректно и получилось конструктивным. АОРА по итогам опубликует протокол, а мы надеемся, что этот круглый стол окажется не единственным. Потому что АОН в России дошла до точки, когда, например, на момент публикации этого выпуска только один АУЦ готов принять на обучение частного пилота на самолёт, и уже почти два года в стране нет ни одного планерного или воздухоплавательного учебного центра.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV



Все наши ауцы можно пересчитать по пальцам одной руки. Но выход есть даже и в такой ситуации – можно выучиться за рубежом, и получить европейское пилотское. Аэроклуб «Алпина-авиа» презентовал совместную программу с чешcкой лётной школой BlueSky, и, вы знаете, на наш взгляд, это хорошее предложение.

Несколько лет назад в аэроклубе «Алпина-авиа» получили свидетельство эксплуатанта, подготовили лётный класс и учебную программу, собрали и сертифицировали авиационный тренажёр, открыли гостиницу.

Николай Куваев, директор ассоциации «аэроклуб Алпина-Авиа»

Аэродром «Северка» пользуется популярностью, и каждый второй, который приезжает сюда отдыхать, задаёт один и тот же вопрос – а где научиться летать. Некоторые первый раз вообще видят пилотскую кабину, и какие приборы в ней установлены. Человек загорается этим желанием.

Но сертификата АУЦ им не дали. Желающих научиться летать в подмосковье много, люди хотят быть пилотами, и приезжают на аэродром знакомиться с авиацией. Но сейчас в АОН такое время, что программы и Алпины, и доброго  десятка ещё таких же аэроклубов по всей стране не находят понимания у нынешних руководителей Росавиации, и многие из желающих летать уезжают учиться за границу. И члены аэроклуба «Алпина-авиа» спрашивали совета – где учиться? Куваев подумал – раз такое дело - почему бы не сделать совместный учебный центр с какой-нибудь зарубежной школой.

Воплощение идеи заняло без малого два года. Объездив аэроклубы Франции, Германии и Чехии, посмотрев их цены и условия, Николай Викторович остановился на Чехии – там и отношение к российским курсантам более приветливое, и цены ниже, и учиться можно прямо в Праге – одной из столиц мирового туризма. Да и вообще малая авиация в Чехии очень популярна и чешские школы – одни из сильнейших в мире.

Игорь Шлайхрт, пилот, владелец BlueSky Aviation

Это исторически так. Чехия является одним из сердечных центров всей авиации всего мира, потому что в начале 20 века и в конце 19. Сейчас в Чехии работает почти 50 официальных сертифицированных лётных школ.

Российская Алпина-Авиа и чешская лётная школа BlueSky Aviation подписали договор о сотрудничестве и разработали детальную совместную программу, максимально удобную для российских курсантов. Первый этап – теоретическая подготовка, которую полностью можно пройти дома, в России. И это большой плюс даже по сравнению с российскими авиационными учебными центрами, где теоретическую подготовку в 200 часов нужно проходить в учебном центре, так как у нас официально дистанционное обучение пока нигде не применяется.

Во время изучения теоретического курса инструкторы «Алпины-авиа» готовы консультировать курсантов по всем вопросам.

Николай Куваев, директор ассоциации «аэроклуб Алпина-Авиа»

Будет инструктор сертифицированной лётной школы BlueSky, который будет на территории России опять же помогать осваивать теоретическую подготовку.

Жителям подмосковья и соседних регионов доступен бонус – можно приезжать в Алпину-Авиа и проходить теоретическую подготовку на тренажёре.

Николай Куваев, директор ассоциации «аэроклуб Алпина-Авиа»

Мы на этом тренажёре можем моделировать полёт, и тем людям, которые далеки были от авиации, показывать основные элементы полёта, изучать с ними и аэродинамику, и самолётовождение. И наш тренажёр ещё вдобавок позволяет совершать полностью полёт учебный по кругу.

Теоретическая программа подстроена под график занятых работающих людей и рассчитана примерно на два-три месяца и 100 учебных часов, в течение которых нужно сдать 9 проверочных зачётов или, как их называют в Чехии, прогресс-тестов. Также в процессе изучения теории по этой программе нужно налетать в России 15 часов ознакомительных полётов с пилотом-инструктором, чтобы прилететь в Чехию с базовыми навыками и сэкономить там время. После этого можно отправляться в Прагу.

В Чехии курсанты Алпины-авиа проходят за пару часов индивидуальную медкомиссию по справкам, собранным заранее в России, потом сдают экзамен в управлении гражданской авиации, и приступают к полётам. В BlueSky Aviation доступно две программы – получение пилотского LAPL  с правом управления самолётом до 2000 кг по правилам визуальных полётов или обучение на классическую PPL, которая позволит пилотировать более тяжёлые самолёты и выполнять полёты днём и ночью по правилам приборных полётов. Цены на обучение – у вас на экране. Мы сравнили их с ценами российских и нескольких других чешских учебных центров, и пришли к выводу, что Алпина явно изучала рынок и крепко подумала над ценообразованием. С учётом стоимости проживания и питания в том числе и при изучении теоретическом части у них вполне конкурентоспособная цена, а уж для занятых курсантов, у которых нет лишнего месяца на групповое изучение теории в учебных классах это вообще безальтернативное предложение. Именно этот факт и подкупил первого курсанта совместной программы, а также то, что с европейским PPL он сможет летать по всему Евросоюзу и в США.


Михаил Беляев, курсант «Алпина-авиа»

Конечно же узнавал, где можно стать пилотом и получить реальное легальное разрешение на то, чтобы летать. Я понимал, что есть какие-то АУЦы в России, но сейчас их там многие позакрывали, у многих отобрали лицензию. Что меня привлекло? Во-первых, европейская программа и европейская лицензия. Европейская лицензия – она на самом деле самая универсальная. Её очень легко принимают в штатах, её в принципе возможно валидировать в России, хоть и не без труда. И конечно же использовать в Европе, которая к нам близко, да, и соотвественно, это очень логчиный ход. Второе – программа выстроена так, что есть возможность онлайн-обучения, теоретического обучения.  Это для меня очень важно, потому что я не могу много времени проводить на аэродроме.

Учебный авиапарк BlueSky для получения LAPL и PPL это три 172 цессны и один даймонд DA20. Возможные минусы этой программы для курсантов – ежегодная валидация пилотского в России, хотя в законе это и не прописано, и необходимость знать английский язык. Хотя по документам нужен четвёртый уровень, но как говорят в учебном центре, для начала обучения вполне достаточно третьего. По словам Николая Куваева, он видел много иностранцев, которые успешно улучшали уровень английского в процессе учёбы. Сомневающимся в своих знаниях пилоты-инструкторы  BlueSky будут помогать на русском.

Игорь Шлайхрт, пилот, владелец BlueSky Aviation

Сейчас три человека, которые способны говорить по-русски и всё обучение вести на русском языке, но… большое НО – мы стараемся, чтобы в рамках обучения человек с самого первого момента привыкал, что его коммуникация будет проходить на английском языке, но любое объяснение можем помочь на русском языке.

Подробную информацию можно узнать на сайте «Алпина-авиа». Аэроклуб также приглашает своих коллег из российских регионов присоединиться к этой программе для проведения с курсантами 15 часов ознакомительных полётов. Многие инструкторы учат летать в индивидуальном порядке, но не могут помочь с официальными документами. А здесь у них появляется хорошая возможность предложить своим курсантам получить европейское пилотское, которое вдобавок ко всем его плюсам затем можно будет валидировать в российское.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

Видеоэндоскопы Jprobe – это российский товарный бренд и разработка наших инженеров. До недавнего времени самые дешёвые управляемые авиационные эндоскопы стоили сотни тысяч рублей, однако после выхода на рынок спонсора нашего выпуска – промышленной ассоциации Мега вы можете купить эндоскопы по вполне привлекательной цене. Например, вот эта модель, которая у меня в руках, стоит всего 38500 рублей. А по кодовому слову FlightTV вам дадут на неё дополнительную скидку в 10%.

 

Изобретатели-оригиналы – больше чем фантазёры. Некоторых из них можно назвать диссидентами от инженерии: именно эти люди упорно твердят, что вся техносфера пошла по неверному пути развития, и только их изобретения могут вернуть её на путь истинный. Мы не утверждаем, что странный и вроде бы даже в некотором смысле летательный аппарат, который мы покажем сегодня в рубрике «Без комментариев», призван перевернуть взгляды человечества на авиацию. Хотя бы потому, что перевернулся не мир, а сам аппарат. Но в оригинальности и самобытности его изобретателю, конструктору, строителю и испытателю Алексею Архиповскому уж точно не откажешь. А я с вами прощаюсь. Делитесь с нами новостями, зовите на съёмки,– мы работаем для вас. В студии был Александр Швыдкин, увидимся!