Flight TV - Выпуск 81


Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! Вы снова смотрите FlightTV, единственную в России телепрограмму об авиации общего назначения. В России начался летний лётный сезон, и мы снова с вами. Спонсор нашего выпуска – компания «Аэроволга», производитель самолётов-амфибий Борей и Ла-8. В студии Александр Швыдкин, от винта!

Новости авиации!


В апреле первое десятилетие отметил Музей техники Вадима Задорожного. Расположенный в ближайшем Подмосковье, он уже стал известным, войдя в десятку лучших музеев России по итогам опроса туристов. Великолепная коллекция самолётов, автомобилей, мотоциклов и военной техники привлекает не только наличием уникальных экземпляров, но и отличным состоянием практически всех экспонатов.

Музей был открыт в День космонавтики 12 апреля 2008 года. История началась с автомобиля БМВ Дикси ДА-3 «Вартбург», который был найден в Белоруссии. Его кузов использовался как кормушка для скота, а двигатель – в качестве якоря для лодки. Вадиму Задорожному удалось собрать команду реставраторов, восстановивших сотни единиц различной техники. Сегодня музей Задорожного является крупнейшей в России частной коллекцией техники. Из авиационного особенно хорошо здесь представлена продукция КБ Яковлева – начиная с копии самого первого самолёта АИР-1, созданного Александром Сергеевичем в 27 году. Самолёт не сохранился, это точная копия, построенная в 77 году по оригинальным чертежам.

Как во всяком большом музее, здесь есть несколько уникальных экспонатов. Например, единственный экземпляр Як-23 УТИ, выставленный в специальной экспозиции вместе с катапультным креслом и костюмом пилота. Последний экземпляр УТ-1, а также УТ-2, первый серийный советский истребитель Як-15. Есть и более современные экспонаты. На улице выставлен один из двух лётных экземпляров Як-141, сверхзвукового самолёта вертикального взлёта и посадки, на котором было установлено 12 мировых рекордов. Это один из экспонатов, в которые в честь праздника был разрешён доступ. Конечно, под присмотром.

Гости музея могли и ближе познакомиться с пилотированием гражданских самолётов благодаря тренажёру детского клуба «Авиатор» на базе кабины Як-40. Желающие могли попробовать себя на тренажёре-гироскопе, который тоже привёз Евгений Мартенюк.

Евгений Мартенюк, руководитель детских клубов «Авиатор»

Тренажёр привёз клуб «Авиатор». Все были довольны, всё прошло замечательно. Все покрутились, все довольны. Мы даже не ожидали, всё прошло замечательно.

Музей Задорожного предлагает не только знакомство с техникой, но и возможность приобщиться к ней – например, отлить оловянных солдатиков или другие фигурки. Или даже пострелять – разумеется холостыми патронами.

Десять лет – небольшой срок для истории, и музей не собирается останавливаться. Новые экспонаты уже здесь – недавно в Архангельское прибыл в разобранном виде Ил-102 – один из двух построенных. Коллекция будет расширяться. Ещё раз поздравляем замечательный музей с первой круглой датой и желаем ему побольше посетителей.



В июле 2018 года с аэродрома Красный Яр стартует кругосветный трансполярный перелёт на самолетах-амфибиях Борей (Borey) и двух LA-8.  Возглавляют экспедицию космонавты Валерий Токарев и Олег Атьков, которые несколько лет назад стали частными пилотами. Также в составе экипажей экспедиции Сергей Алафинов, Дмитрий Суслаков, француз Лоик Блэз, бывший шеф-пилот компании Бериева лётчик-испытатель и командир Boeing 747 Владимир Ефставьев и директор АОПА-Россия Андрей Иванов.

Borey и два LA- 8 примерно за месяц пролетят более 18 тысяч километров, и около трёх четвертей маршрута пройдёт в труднодоступной малозаселённой местности. Это первый этап большой Кругосветной Экспедиции через Антарктиду, который планируется в 19/20 годах. Идея полярной части кругосветного перелёта родилась из желания почтить память американских лётчиков, погибших на Чукотке в 1929 году, а также доблесть и героизм советских пилотов, участвовавших в их поисках.

Практической целью кругосветки является отработка технологии полётов на амфибиях в условиях Арктики и выполнение ряда научных работ, связанных с адаптацией человека, а также демонстрация возможностей современных российских самолётов в США, Канаде и северных странах Европы.



По приглашению спонсора нашего выпуска компании «Аэроволга» и с помощью Федерации Любителей Авиации наша съёмочная группа посетила авиационную выставку авиации общего назначения «Аэро» во Фридрихсхафене. Сделать подробный репортаж, когда вокруг сотни участников, обо всех новинках в рамках FlightTV сложно, получилось бы несколько часов видеоматериалов, но об основных новинках, которые заинтересовали нашу съёмочную группу, мы вам расскажем.

Выставка Аэро 2018, крупнейшая в Евразии, и вторая по масштабам в мире после американского Ошкоша, прошла в 26 раз, собрала 630 участников из 38 стран и более 30000 посетителей со всех регионов, включая даже Океанию. Скажем сразу – среди классических самолётов и вертолётов новинок практически не было – эта сфера конструкторами и инженерами уже давно освоена, просчитаны все оптимальные и экономически эффективные, характеристики воздушных судов, одиночек типа Берта Рутана, изобретающих что-то необычное, здесь практически не осталось. Зато появляется всё больше и больше фрагментов будущего – концепции и модели электрических самолётов и коптеров.

Ассоциация владельцев заводов авиации общего назначения GAMA посвятила этому специальную конференцию, где полтора часа рассказывалось о том, что уже в ближайшие годы в небо поднимутся воздушные суда с электродвигателями – самолёты, дирижабли, даже вертолёты, но преимущественно это будут коптеры. Производители говорили, что видят здесь только плюсы – это экологично и серьёзно расширяет доступность АОН для жителей планеты, позволяя пересаживать их с автомобилей на летательные аппараты. Навыки управления квадрокоптерами гораздо проще и человек в них будет скорее пассажиров, чем пилотом, и одна из задач ближайшего будущего – разработать программы обучения таких пилотов с гораздо меньшим объёмом информации. Отмечалось, что коптеры и дроны сделают революцию в мультимодальном транспорте. Пилотируемые и беспилотные воздушные такси, грузовые дроны, спасательные медкапсулы составят серьёзную конкуренцию поршневым лёгким и сверхлёгким самолётам уже в обозримом будущем.

Потом производители перешли к своим внутренним вопросам и обсудили, что инновационные проекты требуют от правил безопасности шагать в ногу с рынком, чтобы новые технологии могли вовремя выходить на рынок. С развитием электро и гибридных двигателей и увеличением автоматизации от регуляторов требуется обновление правил сертификации коптеров и лицензирования пилотов. В частности, сегодня к пилотам многодвигательных аппаратов предъявляются повышенные требования, но многодвигательные коптеры из 10-20 двигателей полностью автоматизированы и гораздо проще в управлении, чем даже однодвигательный самолёт. И последней темой конференции стало обсуждение эффективных методов управления воздушным пространством над городами и областями с высокой антропогенной плотностью. Подчёркивалось, что требуется аккуратное зонирование, чтобы никто не был ущемлён в правах, но при этом с максимальным избеганием рисков.

Но вернёмся из будущего в настоящее. Принципиальная новинка на выставке была только одна –  вращающийся вокруг своей оси дисковый пол, и позволяющий максимально плотно размещать самолёты. Это была действительно мировая новинка, как её анонсировали организаторы выставки. Из других мировых новинок летательных аппаратов были заявлены итальянский вертолёт Зефир, немецкий круизный самолёт Бризер и наш российский самолёт-амфибия Борей, о презентации которого мы расскажем в одном из следующих выпусков. Также как впервые представленная на выставке мировая новинка был заявлен авиационный двигатель Ротакс 915, хотя он продаётся уже с декабря прошлого года.

Марк Бекер, менеджер по авиационной продукции ROTAX

Основной мотивацией для разработки этого двигателя было пожелание наших клиентов иметь мощность больше, чем выдаёт 914-й двигатель. В основном это владельцы автожиров, которым мощность нужна, чтобы подниматься выше, но также и разработчики двух- и четырёхместных самолётов, которые хотят иметь запас по мощности, а также дальности или высоте. Собственно, в этом и есть задача двигателя. В целом, мы взяли двигатель 912 ай-эс, который имеет хорошую репутацию на рынке, и добавили увеличенную турбину и интеркулер. Турбина устроена так, что чем больше высота, тем лучше она работает. Конечно, 914 двигатель, у которого турбина меньше, тоже поднимет вас достаточно высоко, но не настолько, насколько может 915. Кроме того, добавилось и собственно мощности — вместо 115 лошадиных сил теперь 140 на взлётном режиме и 135 в постоянном.

Марк отметил, что несмотря на кризис в нашей стране, Россия им по-прежнему интересна, и что за последние 12 месяцев количество поставок Ротаксов в Россию увеличилось.

Кризис в российской АОН действительно заметен. На выставке было заметно меньше посетителей из России, чем в прошлые годы. Вопреки распространённому у нас мнению, выставка — это не только междусобойчик производителей и дилеров, но и ярмарка для простых пилотов.

Юрий Яковлев Главный конструктор «Аэропракт-Киев»

Конечно её стоит посещать частному пилоту. Здесь можно увидеть много новых конструкций, экспериментальных конструкций, если кто-то присматривается к покупке воздушного судна, это как раз здесь. Опять же, здесь неплохой шопинг. Каждому пилоту нужны наушники или какой-то планшет, логбук, какие-то детали для своего самолёта. Обычно на выставке продаются такие продукты со скидкой

Но всё же остаются люди, готовы привозить в Россию что-то новое. На стенде румынской компании AVI мы встретили тольяттинца Александра Данилина, который приехал в Германию в поисках новых направлений бизнеса. Он уже продаёт в России болгарский одноместный самолёт Дар-соло массой до 115 кг, который не требует пилотского и СЛГ, а сейчас планирует взяться за румынские SWAN

Александр Данилин, дилер компании AVI в России

От года к году количество экземпляров в этом классе увеличивается. Этот самолёт SWAN я наблюдаю уже третий год. Первый год был только предпрототип, второй год никто ничего не покупал, но за прошлый год они продали 8 самолётов и это уже в общем-то показатель. Конечно ценники для России запредельные, он больше 30.000 евро у нас будет стоить, но что сделать – такова правда жизни.

Владелец компании-производителя SWAN рассказывает, что они построили одиннадцать самолётов, один из которых он оставил себе и ещё один – опытный образец с электрическим двигателем, а остальные продали в Германию, Италию и Швейцарию. Он говорит, что летать на таком самолёте очень просто во всех странах – на него либо вообще не требуется никаких бумаг, либо их минимум. Но построить такой аппарат, чтобы уложиться в 120 килограммов со спассистемой – очень непросто.

 Раду Берчану Владелец компании AVI, авиаконструктор, пилот, испытатель

Вначале было очень много фирм, которые пытались сделать стодвадцатикилограммовый самолёт, но большинство из них отказались от разработки, потому что очень сложно, имея опыт производства сравнительно больших самолётов, делать очень маленький с массой пустого в 120 кило. Тут только углепластик, очень хитрый алюминий и титан... В начале было очень сложно даже мне, мой первый экземпляр весил 140 кило. Я отодвинул его в сторону и начал сначала, все расчёты и так далее. Это очень непросто. Мой девиз — «Доступный складной самолёт». Это значит, что при понятной цене он помещается вон в том небольшом прицепе. Все самолёты складные, меньше чем за десять минут убираются в прицеп и с можно ехать куда угодно. На таком маленьком самолёте не долетишь отсюда до Москвы, но можно отправить маленький прицеп и получить самолёт там, где нужно.

Другой продукт, которым Александр заинтересовался и который у нас в России пока вообще никак не представлен – это пластиковые сетки Terra-grid для аэродромов, из которых можно делать перронные стоянки, рулёжные дорожки, а в Китае так и вовсе сделали целую взлётно-посадочную полосу. Пластик по своим свойствам конечно же не заменяет классические твёрдые покрытия, но значительно облегчает использование грунтовых аэродромов. По цене он сравним с аналогичными решениями для садовых участков, но гораздо более прочный, и со слов производителя может эксплуатироваться воздушными судами с максимальной взлётной массой до 15 тонн и сотни частных аэродромов используют их продукцию.

Юрген Хекельсмюллер, владелец компании novus:HM

Я выпускаю эти сетки уже около двадцати лет, завод в Германии. Мы оснастили уже примерно 250 аэродромов более чем в 35 странах по всему миру. Мы поставляли в Россию очень небольшие объёмы, но нашими покрытиями оснащено много полос недалеко от российских границ в Польше и Украине. В общем случае лучшая поверхность для укладки нашей продукции — качественный газон. Допускается максимальная взлётная масса до 15 тонн. Если нужно сделать полосу для более тяжёлых типов, то нужен укреплённый грунт и дренаж.

Если вас заинтересовали сети Terra-grid, Александр Данилин ответит на все вопросы. Его контакты на экране +79023770621 danil631@rambler.ru

Ещё среди того, чего нет в России, внимание нашего оператора Игната Соловья привлекли авиационные комиксы Чикен Вингз. Два австрийца, братья Штефан и Майк Штрассеры, один из которых стал пилотом, а второй художником, объединились и стали рисовать истории про пилота Чака и техника Хулио. Их комиксы издаются на английском, немецком, итальянском, французском, португальском и финском языках и превратились из хобби в бизнес, потому что любители авиации достаточно активно их покупают.

Штефан Штрассер, Майк Штрассер Авторы комикса CHICKEN WINGS

Мы не проводили никакого официального исследования, но думаю, что это в основном любители авиации, те, кто о ней много знают, кто-то из них частный пилот. А вот кого среди нашей аудитории немного — это коммерческих линейных пилотов. Думаю, что им авиация достаточно надоедает, чтобы они не хотели ничего читать на эту тему, когда они приходят домой после рейса. Так что это в основном это авиалюбители и люди из авиации общего назначения. Что до детей... У нас есть суперфанаты, которым по 9–10 лет, у которых летают родители или ещё кто-то, так что они немного понимают шутки... я думаю, что любому ребёнку нравится раскрашивать и пожарную машину, и самолёт. Жить с доходов от комиксов, конечно, можно, но на «Мазерати» я пока не скопил. Пожалуй, стоит несколько лет подождать.

Всю выставку объять невозможно, поэтому мы закончим наш рассказ об Аэро 2018, но в следующих выпусках FlightTV ждите сюжет о мировой презентации амфибии Борей от самарской «АэроВолги» и информацию о сервисе Wingly, где его сооснователь расскажет, как европейские частные пилоты легально перевозят пассажиров и разделяют с ними свои финансовые расходы.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

На этом выпуск завершён, я с вами прощаюсь, но теперь ненадолго. Встречного вам на взлёте и попутного в полёте, увидимся!